Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы работы. Причины стремительного распространения экспертных правовых систем (ЭПС) заключаются не только в растущей потребности в правовой информации, в развитии технологий, продуманной маркетинговой и просветительской политике разработчиков. Сейчас ЭПС стали важнейшим коммуникационным каналом в области информации между государством и бизнесом, между властью и обществом.
Популярность данных систем обусловлена не только тем, что они создаются с учетом интересующих пользователей проблем, но и ориентацией на специалистов с самым разным уровнем профессиональной подготовки, а особенно юридической. Это позволяет сегодня эффективно работать с правом и начинающему специалисту и юристу-профессионалу. Развитие экспертных правовых систем наглядно показывает, насколько современные технологии могут менять привычную картину жизни. Правовые базы данных ускорили многие процессы, происходящие в обществе и экономике. Экспертные правовые системы дают возможность огромному количеству специалистов эффективно работать с правом и грамотно применять законодательство в практике при выполнении своих должностных обязанностей. Современный юрист в социальном обеспечении должен уметь не просто владеть информацией, но и оперативно и качественно ее использовать.
Объектом исследования являются экспертные правовые системы (ЭПС). Предмет исследования – практика применения ЭПС.
Цель исследования – характеристика основных возможностей ЭПС.
В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:
1) Определить основы применения и функционирования ЭПС;
2) Выделить направления в юридической практике, а затем и функции ЭПС которые могут быть востребованы в современных условиях.
1.Понятие и структура экспертно-правовых систем
1.1.Понятие и объективные условия возникновения экспертно-правовых систем
Инновационное развитие общества базируется на системе научных знаний и процессе их распространения через разные виды научных изданий, в которых отражаются результаты теоретических и экспериментальных исследований, является одной из существенных составляющих научной коммуникации. Объем научных публикаций постоянно увеличивается; они реализуются в разных форматах и физических формах, что влияет на процесс фиксации знаний, их распространение и восприятие .
Можно выделить несколько факторов в сфере научного документопотока, имеющих решающее значение для развития системы научных коммуникаций.
1. Фактор возрастания стоимости публикаций
Интернет является причиной иллюзорного представления о доступности любой информации, в том числе и научной. При увеличении объемов открытого контента платные научные электронные ресурсы заметно дорожают, что приводит к сокращению доступа к научной информации и снижению уровня профессиональных компетенций.
2. Фактор избыточности контента
В современном обществе сложилась парадоксальная ситуация: при возрастании объемов текстов разной направленности и качества и при недостатке финансовых и технических средств для организации их хранения повсеместно наблюдается низкий уровень использования всего объема публикаций. Система научных коммуникаций развивается сейчас в условиях все более глубокого внедрения IT-инноваций во все сферы жизни, которые явились основой для формирования такого явления как электронная культура. Электронная культура - новая сфера деятельности человека, связанная с созданием копий духовных и материальных объектов, в том числе и книги. Электронная культура существует и развивается в едином информационном пространстве, а реализуется в виртуальной форме выражения, посредством дистанционных технологий. Выделяют два типа электронной культуры:
1) электронная форма для классических традиционных объектов - библиотеки, музеи, выставки, галереи и т. п.;
2) электронные объекты по форме и сущности - программы, сети, технологии и т. п.
3. Фактор новых читательских практик, возникших в процессе работы с электронными публикациями
С появлением цифровой среды возникли две проблемы, требующие осмысления:
1) легитимность контента, распространяемого в Интернете;
2) другой читатель, потребности которого требуют отдельного изучения.
Экспертная система - это набор программ или программное обеспечение, которое выполняет функции эксперта при решении какой-либо задачи в области его компетенции. Экспертная система, как и эксперт-человек, в процессе своей работы оперирует со знаниями. Знания о предметной области, необходимые для работы экспертных систем, определённым образом формализованы и представлены в памяти ЭВМ в виде базы знаний, которая может изменяться и дополняться в процессе развития системы.
Экспертные системы выдают советы, проводят анализ, выполняют классификацию, дают консультации и ставят диагноз. Они ориентированы на решение задач, обычно требующих проведения экспертизы человеком-специалистом. В отличие от машинных программ, использующий процедурный анализ, экспертные системы решают задачи в узкой предметной области (конкретной области экспертизы) на основе дедуктивных рассуждений. Такие системы часто оказываются способными найти решение задач, которые неструктурированны и плохо определены. Они справляются с отсутствием структурированности путём привлечения эвристик, то есть правил, взятых «с потолка», что может быть полезным в тех системах, когда недостаток необходимых знаний или времени исключает возможность проведения полного анализа.
Впервые об ЭПС стало известно в второй половине 1960-х годов, когда бельгийцы создали электронную картотеку (система) поиска правовой информации Credoc. Однако не была предусмотрена связь пользователя с правовой базой. Необходимо было обращаться с запросом в информационном бюро. Далее, первой СПС стала система Lexis, разработанная в 1967 г. Данная система являлась полнотекстовой, позволяла работать с текстами документов и осуществлять поиск по контексту и датам. Начало создания подобных систем в СССР связывается с принятием решения о создании такой системы Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 558 «О мерах по дальнейшему совершенствованию хозяйственного законодательства» от 25.06.1975 г.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от№ 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 19.12.2016) // Российская газета. - 2006. - 29 июля.
3. Указ Президента РФ «О Концепции правовой информатизации России» от 28.06.1993 № 966 (ред. от 22.03.2005) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_98561/. (Дата обращения: 16.11.2018).
4. Постановление Правительства РФ «О требованиях к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации» от 06.07.2015 № 676 (ред. от 14.11.2015) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=189148&rnd=244973.3137823867&dst=100010&fld=134#0 . (Дата обращения: 16.11.2018).
Литература
5. Гринберг А.С., Горбачев Н.Н., Бондаренко А.С. Информационные технологии управления. / А.С.Гринберг - М. ЮНИТИ-ДАНА, 2014 - 168 с.
6. Егоров Г. Г. Экспертные правовые компьютерные системы и систематизация российского законодательства / Г. Г. Егоров // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2006. - № 5. - С. 27-32.
7. Ельчанинова Н.Б. Использование экспертной правовой системы «Гарант». Учебное пособие. / Н.Б. Ельчанинова. - М. ТТИ ЮФУ, 2012- 221 с.
8. Конева Д.А. Классификация и типология организационно-распорядительной документации как этапы предмашинной обработки информации //Научный альманах. 2015. № 10-1 (12). С. 214-217.
9. Котова К.Ю., Сергеева Ю.А. Об организации документооборота в России и за рубежом // ИТпортал, 2017. №1 (13). URL: http://itportal.ru
10. Кузьмин И. В. История возникновения экспертно-правовых систем в России / И. В. Кузьмин // Материалы межвузовской интерактивной студенческой научно-практической конференции «Социально-экономическое развитие общества: актуальные проблемы и пути их решения», 8 апреля 2014 г. - Великий Новгород: НФРАНХиГС, 2014. - 67 с.
11. Латровкина И.Ю. Электронный документооборот как средство повышения эффективности управления оборотными средствами на нефтеперерабатывающих предприятиях. //Инфраструктурные отрасли экономики: проблемы и перспективы развития. 2013. № 3. С. 186-190.
12. Луговая Т.А. Информационные технологии консолидированного документационного менеджмента высшей школы. //International Scientific and Practical Conference World science. 2017. Т. 2. № 1 (17). С. 55-59.
13. Одувалова М.В. Средний и малый бизнес внедряют электронный документооборот. //Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2013. № 9. С. 257-261.
14. Ощепкова К.А. Информационно-технологическое обеспечение в индустрии туризма. Вестник ИМСИТ. 2016. № 2 (66). С. 74-76.
15. Свиридов О., Дуплий Е.В. Служба делопроизводства в организации и основные проблемы её совершенствования. //Новое поколение. 2016. № 10. С. 350-353.
16. Уткин В.Б. Информационные системы в экономике /В.Б.Уткин, К.В. Балдин - М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2013- 239с.